|
И попрут шедевры тучными стадами, и взлетит фоторейтинг имярека до небес, и будет ему Щастье.
Я уверен, что это не путь вверх – это лишь тень той самой лестницы, по которой имеет смысл идти фотолюбителю.
Фотолюбитель понимает, что новые многопиксельные тушки потребуют покупки объективов с более высокой
разрешающей способностью и этот путь только отдалит его от фотографии. Я убеждён в том, что фото-новинки последних лет предназначены лишь для создания у фотолюбителя ложного чувства неполноценности. Цель – заставить его тратить свою жизнь не на получение удовольствия от фотографирования, а на зарабатывание денег для ненасытных фотобрендов и бесконечную погоню за эфемерным идеалом. Фотография при этом уходит на третий план, уступив место работе и семье, недовольной постоянным отсутствием папы. На форумах стало совершенно естественным прочитать примерно такое: „Купил D7000 на прошлой неделе, сделал уже 4000 кадров, две трети из них тестовые, проверял точность работы автофокуса при различных условиях освещения, настраивал поправки бэк/фронт-фокуса под все свои объективы. Очень расстроен фокусировкой - промахивается. Что скажете про второй пятак? Может лучше его взять?“. Если это то, ради чего покупалась камера, то самые продвинутые в мире фотографы – работники фотомастерских. У них самые богатые возможности тестирования различных сочетаний новейших объективов и тушек.
Я не пошёл по этому пути – знал, что мои фотографии не станут лучше после апгрейда тушки и оптики. Наоборот, цифрозеркало стало меня сковывать своим весом и габаритами. Я не хочу таскать такую камеру каждый день. Но, по закону подлости, самые интересные кадры попадаются на пути именно тогда, когда с тобой нет фотоаппарата. Сейчас я редко беру с собой цифрозеркало – маленькие камеры гораздо практичнее. Мне стало совершенно достаточно невысокой светосилы объектива. Освободившись, наконец, от тяги „купить что-нибудь интересненькое из старых объективчиков“, я стал просто фотографировать то, что мне интересно и получать от этого удовольствие. Спокойно отношусь к периодам нежелания брать в руки камеру. Это нормально. Любитель фотографирует глазами; фиксация увиденного на внешнем носителе это необязательное дополнение к умению наблюдать окружающий нас мир.
|
Повторю ещё раз то, что сам понял не сразу. Фотолюбителю важно научиться получать удовольствие от фотографирования.
Для любителя главное не результат, а впечатления и эмоции, испытываемые на пути к результату. В этом и только в этом смысл фотолюбительства. Результат важен для профессионала. Для профи норма копирование и подражание модным течениям (фишкам, типа „прыгающая свадьба“, „жених на ладошке“). Любитель может позволить себе ничего не знать о таких „зубрах“, как Александр Родченко, Анри Картье-Брессон, Валерий Щеколдин, Рене Мальтэ или Александр Калион, а самостоятельно „нащупать“ их приёмы в процессе поиска своего стиля. Беда многих цифорзеркальщиков в том, что быть фотолюбителями (искать свой стиль) они не хотят, а профессионалами (скопировать чужой и начать зарабатывать камерой деньги) не могут и повисают в пространстве внутренней неудовлетворённости от отсутствия признания. Читают Лапина, Дыко, Фроста, Маргулиса в надежде, что их фотографии начнут нравиться другим фотоюзерам. Ан нет. Не в этом смысл владения камерой для „охотников до фотографии“. Ловить „лёгкое дыхание бытия“ – вот наша задача. Не ищите признания вовне; довольствуйтесь лишь собственной оценкой свох фотографий и сравнивайте себя сегодняшнего с собою в прошлом.
Всё иное – болото тщеславия, в котором легко захлебнуться, если поставить себе цель добиться признания в интернет-галереях.
И не называйтесь фотографом, если вы не кормитесь фотографией. Это пафосно и смешно.
Фотограф это профессия (довольно скучная), а фотолюбительство – манера восприятия окружающего нас мира. |
Мне близка целостность в подходе к фотографии, которая не создаётся, а „ловится“ целиком (не снимаю постановочные кадры). Хорошая фотография (для меня) это удачная случайность. И я фотографирую ради редкой (как в анекдоте: мне Новый Год нравится больше секса – чаще бывает) удачи отличного снимка. Понемногу стал чувствовать интересный кадр и успевать остановиться, поднять камеру и нажать на спуск. Техника уже не имеет для меня решающего значения. Сейчас я не рассказываю чем фотографирую, чтобы не травмировать психику тех, кто с энтузиазмом приветствовали обзоры советских объективов на цифрозеркале. Однако, для адекватных читателей моего сайта приоткрою завесу тайны.
Я стал чужим на форумах как плёночников, так и цифровиков. Первым я уже стараюсь не писать, что за фотоматериалами они перестали видеть фотографию и превратились в СектуСвидетелейПлёнки (за что меня призывали забанить). А цифровики обижаются, когда им пишешь, что яркий синий цвет неба при вытянутых глубоких тенях делает фотографию похожей на рисунок из детского журнала „Весёлые картинки“; и что при просмотре фотографии зрителю желательно ощутить мимолётность, хрупкость запечатлённого момента. Наличие лишь высокой детализации и ярких красок это признак не фотографии, а фотки. Шлёпать красочные фотки сотнями – удел людей без вкуса, некий фотофастфуд.
Возможно, я неправ. Фотография это переданное зрителю (через зафиксированное изображение) состояние души снимающего. И если красочные картинки эту задачу выполняют, то это правильно и я просто ворчу по-стариковски... Время покажет. Посмотрите чёрно-белую фотографию Антанаса Суткуса. Сейчас боятся так фотографировать – вдруг снег камеру испортит. Цифровики забракуют её за смаз, шевеленку и плохую резкость, а плёночники назовут „спинофоткой“. А ведь она великолепна. История! По этой фотографии можно сочинить микрорассказик. Это утро, детей ведут в школу, конец зимы, слякотно и зябко. Тем не менее люди идут работать на благо своей страны. В этой фотографии есть жизнь! То самое дыхание бытия, наличие которого и превращает фотку в фотографию.
Представленные кадры сделаны недорогими камерами. Моя любимая диафрагма f/5.6; по её произношению и назван это проект. |